Разберёмся, как правильно вести себя в такой ситуации.
Система распознавания работает следующим образом: фотографии, полученные камерами видеонаблюдения, преобразуются в набор точек, описывающих черты лица. Чем больше черт охвачено — тем выше будет точность распознавания. Полученные наборы программа сравнивает с уже имеющимися в базе данных и ищет совпадения. Точность определяется в процентах. Таким образом, система распознавания состоит из базы данных загруженных в программу «образов», обученного алгоритма машинного обучения и сервера, на котором это всё обрабатывается (часть информации может обрабатываться сразу на камере).
Системы распознавания могут применять для
– верификации пользователей (смартфоны, платёжные системы, система пропуска на работу);
– подсчёта уникальных посетителей (магазины);
– определения демографических признаков клиентов, таких как пол и возраст (магазины, кинотеатры);
– поиска пропавших людей;
– подсчёта количества пассажиров в общественном транспорте;
– поиска преступников.
В теории, с поправкой на обезличивание данных при массовом видеонаблюдении — да. На практике, к сожалению, у использования системы есть следующие проблемы:
– нерегламентированность и, как следствие, непрозрачность и бесконтрольность работы системы: кто имеет к ней доступ, кто имеет доступ к данным, какой процент точности следует принимать во внимание при вынесении решений;
– небезопасность: отсутствие работающих норм по хранению данных, коррупция и утечки;
Всё вместе это приводит к таким ситуациям, когда людей только на основании результатов распознавания задерживают, а потом выясняется, что произошла ошибка. Так было с Робертом Уильямсом в США и Сергеем Межуевым и Антоном Леушиным в России. Пострадавшим подобные ошибки стоят как минимум времени и нервов.
Про утечку данных и расследования «Роскомсвободы» чёрного рынка данных подробнее послушайте здесь.
Получается, да. Никто не застрахован.
Во-первых, вы должны знать, как должен вести себя полицейский. А при обращении к вам по закону «О полиции» должен он следующее:
– представиться, назвав должность, звание и фамилию;
– сообщить причину и цель обращения;
– при ограничении прав и свобод разъяснить причину и основания ограничений, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
Вы, в свою очередь, можете попросить предъявить служебное удостоверение. После проверки полномочий должностного лица, вы можете начать беседу с полицейским. Обычно полицейские просят показать паспорт. Несмотря на распространённую практику проверки документов, требовать паспорт по закону могут только в основных строго определённых случаях:
– при подозрении в совершении уголовного преступления;
– при подозрении в совершении административного правонарушения;
– при нахождении в розыске.
Также возможны такие специфические случаи вроде уклонения от административного ареста, нарушения комендантского часа, побега из психиатрического заведения.
Тем нем менее, чтобы не вступать в конфликт с полицией и избежать задержания с доставкой в полицейский участок, паспорт можно и показать.
Если дошло до задержания, вам должны назвать причину и основания задержания, а также составить протокол на месте либо немедленно после доставления в участок.
Да, именно так.
Как мы уже говорили выше, пока системы распознавания часто и сильно ошибаются. Кроме того, строгого правила или хотя бы консенсуса, какой процент считать достаточным для обвинения, нет. В этом есть большой пробел отечественного законодательства. Критерии соответствия можно найти лишь в некоторых технических заданиях к контрактам, но они не являются нормативными. Поэтому можете апеллировать к несовершенству системы и настаивать на том, что все сомнения в виновности лица,совершившего преступление/административное правонарушение, трактуются в его пользу. Отсутствие 100% точности и погрешность в работе системы — это сомнение в виновности, и если других доказательств нет, вы должны быть признаны невиновными.
Тогда и причин задерживать вас нет. И уж тем более собирать Ваши персональные данные (паспортные, биометрические) «на всякий случай», как это было с Сергеем Межуевым.
Не оказывайте сопротивление. К сожалению, это бесполезно и даже может окончиться переломами.
Запомните, кто вас задержал. Если полицейский не представился, всё равно можно записать номер его нагрудного знака.
Если есть возможность, запишите ФИО свидетелей и их контактные данные.
Вызовите адвоката. Без него ничего не объясняйте и не подписывайте.
Сообщите о произошедшем близким.
По возможности, записывайте всё, что происходит. И даже выкладывайте в соцсети.
При даче показаний подписывайте то, с чем не согласны, в протоколе. Так и отмечайте — с указанным не согласен/не согласна. Со своей стороны, в протоколе всё записывайте максимально подробно и чётко. Со всех протоколов для Вас должны снять копии. Если «забыли» — настойчиво требуйте.
Не сдавайте добровольно биометрические данные, в том числе отпечатки пальцев. В законе «О персональных данных» говорится, что данные человека, включая биометрические данные, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме их обладателя. Исключение (по закону о дактилоскопии) — совершение уголовно-наказуемых и административных деяний или наличие постановления о привлечении в качестве обвиняемого/подозреваемого по уголовному делу. Если таких Постановлений Вам не предъявляли, то и оснований для обязательной дактилоскопии нет.
Задержать вас могут только на три часа (и не важно, успели составить протокол или нет), только если вам не предъявляют административное правонарушение — тогда срок увеличивается до 48 часов.
Как и Антон, не соглашайтесь идти с охраной в подсобку, попробуйте выяснить, в чём вас обвиняют и как зовут стоящих перед вами людей. В случае, если мирно разобраться и разойтись не удалось, вызывайте полицию. По возможности, фиксируйте всё, что происходит (фото, видео), и возьмите контакты свидетелей.
Да, и тех и других.
Во-первых, вы фиксируете злоупотребления полномочиями этих людей. Во-вторых, сотрудников полиции при исполнении обязанностей можно снимать в принципе (наши законы запретов не содержат, а наоборот, содержат принципы публичности и открытости госорганов).
В целом вы можете снимать кого угодно, в том числе и охранников. Вопрос правомерности возникает лишь при размещении видео или фото с изображением человека в публичном доступе (например, в соцсетях) и распространении такого контента. Если человек, не являющийся официальным должностным лицом, не предоставил вам согласие на использование своего изображения, и оно является основным объектом съёмки, то размещение и распространение изображения может быть признано судом незаконным, если это дойдёт до суда.
Вместе с адвокатом начните разбирательство:
– подайте жалобу в прокуратуру на незаконные действия полиции;
– подайте иск в суд.
Если в отношении вас также ошиблась система распознавания лиц, пишите нам на [email protected].
Также напоминаем, что «РосКомСвобода» продолжает активно ведёт кампанию против распознавания лиц, пока система видеонаблюдения не станет прозрачной и подотчётной и не будет иметь гарантии защиты от злоупотреблений. Вы можете помочь нам, присоединившись к кампании и подписав петицию на сайте Change.org.